вторник, 25 августа 2009 г.

Gmail - номер три. Google - номер один ?

На прошлой неделе прошла новость о том, что почта Gmail вышла на третье место в США по числу пользователей, обогнав AOL. Впереди друзья-ветераны: Яху и майкрософтовский Hotmail.
Конкретные цифры июля 2009, согласно оценкам comScore, выглядят так:
AOL Email: 36.4 млн
Gmail: 37 млн
Windows Live Hotmail: 47 млн
Yahoo Mail: 106 млн
При этом, гугловский почтовик, как и раньше, демонстрирует самую быструю динамику в процентах от своего объема:
AOL: -22%
Hotmail: +8%
Yahoo: +16%
Gmail: +25%
Новый успех!
На первый взгляд даже удивительно, что Гугл до сих пор не первый, да еще и отстает с огромным разрывом. Причем, в абсолютных цифрах прирост лидера заметно больше. Есть мнение, что для Гугла с его возможностями, - такая позиция вовсе не успех, а совсем даже неудача и неоправдавшиеся надежды.
Как же на самом деле?
Gmail существует более пяти лет и стал популярен, главным образом, благодаря сопровождавшим его появление громким и необычным для почты нововведениям, самым заметным из которых был пожалуй гигабайтный ящик. Но ожидать, что он станет номер один так же быстро, как это получилось у Гугла с поиском, было явно неоправданно. В любом случае, как бы хорош он не был. Чтобы сдвинуть пользователя имэйла с привычного места, не достаточно просто иметь что-то лучшее. Если пользователя все устраивает на привычном месте, то переползать на новое, к тому же непривычное (а Гугл предложил непривычный интерфейс), к тому же отказавшись от того, с чем так много всего повязано, то есть от адреса, - он ни в какую не станет (это же еще кто-то должен объяснить, что это можно сделать безболезненно). То есть надежда в основном на новых пользователей и на тех, кто готов и желает пробовать сам по себе. А новые, но не слишком продвинутые, свой выбор делают в основном по совету знакомых. Вот и получается, что у кого больше пользователей, у того будет больше и прирост при прочих равных (Сегодняшние лидеры уже долго существовали и имели кучу пользователей, когда никто не знал не только слова Gmail, но и слова Google). А если конкуренты, которые сами вовсе не хилые, не стоят на месте и тоже улучшаются, в ответ на запросы клиентов, то им (клиентам) и дергаться смысла нет. Короче, пользователи почты - объект консервативный и очень инерционный. Чтобы сдвинуть его, по-любому нужно время. И я делаю вывод, что сегодняшнее третее место - это вполне нормальный результат, являющийся в основном следствием тех усилий, которые Гугл приложил в самом начале, когда только создал джимэйл. И поскольку результат-то для Гугла все-таки положительный, то и дальнейшая динамика будет для него положительной. Ведь все это время он не сидел, а постоянно был лидером по количеству и качеству почтового сервиса, развивая свой продукт. А инерция будет работать и дальше.
Но главное не в этом. Для Гугла в перспективе вовсе не так важно, сколько конкретно народу пользуются его почтой, хоть это и один из основных его сервисов. Его интересуют потребители вообще. И джимэйл стал просто очередной ступенькой после поисковика, позволяющей в совокупности с множеством других интегрированных сервисов, собрать новую критическую массу приверженцев, чтобы сделать следующий шаг. Поисковиком их не привяжешь, а почтой - да. Но, почта - это прошлый век. Гугл заглядывает вперед и похоже чуть дальше конкурентов. И для этого по полной использует свои возможности, изучая поведение тех пользователей которых имеет. Анализирует повадки и прогнозирует тенденции поведения завтрашнего клиента. Памятуя об успехе социальных сетей, экспериментирует и готовит почву для своей, но уже нового поколения. Глобальной и динамичной. Которой он будет управлять, а не следить за ее тенденциями. Но для этого нужно еще нарастить массу до нового критического порога, а также дoделать кое-какие инструменты, которые уже почти есть и многие с нетерпением ждут возможности испытать на себе то, как они работают (Гугл не станет делать то, чего не хотят). Возможно Гугл уже видит во сне, как управляемые им волны захлестывают просторы сети, вовлекая все новые массы а ряды его клиентов. И наступает полный фрэндконнект из аппетитных молодых и счастливых индивидуумов, образуя глобальную матрицу Гугла.
Впочем, это уже совсем другая история, не имеющая отношения к джимэйлу. К тому же, победа у Гугла отнюдь не в кармане, а конкуренты не спят. Но ни поздно ли они проснулись, резко начав объединяться и кидать камни по первому подвернувшемуся поводу?

5 комментариев:

  1. Этот комментарий был удален администратором блога.

    ОтветитьУдалить
  2. Этот комментарий был удален администратором блога.

    ОтветитьУдалить
  3. Этот комментарий был удален администратором блога.

    ОтветитьУдалить
  4. Этот комментарий был удален администратором блога.

    ОтветитьУдалить
  5. Этот комментарий был удален администратором блога.

    ОтветитьУдалить