вторник, 30 марта 2010 г.

Всемирная ютубизация и манипуляция: настанет ли будущее?

Какое оно недалекое будущее? Что за опасности оно таит? Этот вопрос волнует почти всех людей. Однако, немногие могут быть уверены, что знают точный ответ на него. И совсем немногие способны влиять на это будующее, создавать его своими руками. Даже в рамках собственной жизни, не говоря уже о влиянии глобальном.
У компании Google есть ответ на первый вопрос и она как танк движется в направлении, согласующимся с данным ответом. По крайней мере это относится к тем совсем нескромным по масштабу сферам деятельности Гугла, которые имеют тенденцию стемительно и порой неожиданно расширяться.
Вот, например YouTube, который в последнее время на первом месте среди новостей, как связанных непосредственно с Гуглом, так на прямую к нему не относящихся.
Общественная сила данного сервиса заметно проявилась в ряде недавних отечественных событий.
Трагическая автоавария на Ленинском в Москве  последовавший за ним видеоклип, проишествие на МКАДе, "огранизованное" ГИБДДэшниками. Новая звезда российского евровидения, или внезапная всемирная слава, упавшая на Эдуарда Хиля. Все эти события остались бы как обычно незамеченными или не случились вовсе, если бы не было ютуба. Этот сервис оказался довольно сильным инструментом народного влияния на то, что казалось живет по устоявшимся законам, незыблемо и предсказуемо, чему глубоко безразличны эмоции и мнения обычных людей. Кому-то это не нравится...
Сам Гугл чуть ли ни каждый день генерирует нововведения в Ютубе или раскручивает рекламно-общественные мероприятия : "YouTube запустил функцию автоматического добавления субтитров", "Тестируется легкая версия YouTube", "YouTube позволил рекламодателям самим создавать баннеры в плеере", "YouTube устроит конкурс композиторов симфонической музыки", "YouTube начал продавать мобильную рекламу", "Вышел YouTube 2.4 для Windows Mobile", "Самым популярным видеосервисом в Интернете стал YouTube" - заголовки новостей последних 10 дней. Это если не считать скандала с обвинением в пиратстве со стороны Viacom.
Ну и конечно, новость о совместном проекте Гугла с Intel и Sony по созданию интернет-телевизора имеет к теме прямое отношение. Поскольку просмотр видео так популярен у пользователей интернета, немешало бы заполучить в ряды этих пользователей армию любителей телевизора, пристрастив их к сети через их любимое занятие.
Чем это обернется через несколько лет? Гугловизор, совмещающий привычный ящик и кино с интернетом придет в дома.
Для Гугла это во-первых захват рынка бытовой электроники. Телевизоры, работающие на базе Android, - мостик к нетбукам с хромоосью для самых простых пользователей. Любимый прием Гугла: если есть большая группа пользователей, не желающих использовать продукт, надо чтобы продукт сам оказался внутри другого, - привычного.
Во-вторых, Гугл выходит на рынок классических средств массовой информации. Опять тот же прием: потихоньку переключить телевизионный канал, идущий к пользователю телевидения, на интернет (а значит, что на себя во многом). Конечно, качественное видео через интернет - пока еще определенная проблемма, но проблемма техническая, которой в Гугле уже активно занимаются. Почвой будут суперскоростные сети, к строительству которых они интенсивно прикладывают руки.
Что получается: полный контоль над потоком медиа-информации плюс владенние данными и ресурсами пользователей (хранилища и облачные вычисления). Плюс могущественные возможности по анализу и прогнозированию поведеню людей. А главное - возможнось МАНИПУЛЯЦИИ юзерами.
BBC и им подобные отдыхают (не зря Viacom всполошился). Вот с кем вступает в конкуренцию Гугл. Реклама, - основной источник дохода для Google, а телевизионная рекламма - самый жирный кусок рекламного бизнеса. MS и Apple - пройденный этап (по крайней мере, в Гугле хотят так считать).
Я думаю, что конкуренты (Microsoft, Yahoo, Apple и все остальные вместе взятые) в плане ведения бизнеса слишком отстали, чтобы конкурировать с Google по-честному. Гугл ведет игру, в которой опережает соперников на несколько ходов.
Но BBC не призводит материальных товаров, а Гугл - во всю рвется в эту нишу: гуглофоны, гугловизоры, гуглокомпьютеры,... гугломобили.
Получается странная и, мягко говоря, пугающая картина. Представьте: если бы производитель ну скажем сигарет владел ведущим телевизионным каналом и сам конечно решал, что можно рекламировать на нем, а что нет...
Как Гугл будет этим пользоваться - другое дело. И это дело на его совести. Но соблазн пользоваться так или иначе понятное дело велик. Поиск, СМИ, реклама - все под контролем: неограниченные возможности распространения информации с одгной стороны, и крайне богатые возможности ее фильтрации (по другому можно сказать - собственой цензуры) - с другой.
К слову, недавно в Гугле реализовали полезную возможность: пользовательский поисковй фильтр, призванный защитить наших детей от нежелательного контента. Ничто не мешает Гуглу и нас всх поставить в положение маленьких детей, оказавшихся под присмотром большого папы. Многообразие сервисов, которыми он владеет, позволяет очень творчески подойти к вопросу манипулирования окружающей дествительностью. На службу могут быть поставлены и автоматический перевод (активно интегрируемый в ютуб), и геоинформационная система Google Maps, и поисковая выдача, и многое другое.
Но конкуренты конечно все видят и сидеть не будут. Пусть по-честному им конкурировать уже тяжело. Но можно и иначе. Google за последний год в полной мере ощутил с разных сторон политическое или иное давление, несколько выходщее за рамки простых конкурентных бизнес-отношений.
Можно вспонить и притензии к проекту Google Books, и судебная атака Apple на HTC, ну и конечно, - обвинения в отношении пресловутого YouTube со стороны Viacom. Особняком стоит история с Китаем, в которой не совсем понятно кто на кого напал и какии истинные мотивы со стороны Гугла. Ясно только, что жизнь она Гуглу не облегчила.
И это еще цветочки. Смею предполагать, что число и ожесточенность нападок самого неожиданного рода будет только наростать. Сможет ли Google выдержать войну на множестве фронтов и не отступить ?
Думаю, что все это вполне способно остановить Гугл и нанести ему серьезный удар. Но будет ли это хорошо?
Вспомним Microsoft, который еще 10 лет назад мог объединить операционку и интернет, раскрыв, то, что теперь, извернувшись и зайдя с изнанки, по сути претворяет Гугл в своей Chrome OS. Internet Explorer был на подъеме, лидируюя не только по распространению, но и по множеству новых и перспективных возможностей, готовясь стать органичной частью новых версий Windows. Однако, действия властей, испытывавших страх перед монополизмом MS, остановили начинания. Чем по-сути отбросили прогресс в этой области на 10 лет.
Думаю, что без конкурентов не обошлось...

И вот теперь в лице Гугла мы видим образ тогдашнего Майкрософта, только более хитрого и коварного.
Грубо говоря, воникает два варианта развития ситуации:
1. Будущее под колпаком у Гугла.
2. Будущее не настанет завтра, поскольку Гугла тормознут.  И нам придется ждать нового "убийцы Гугла", который еще лет через 10 (хотя, наверное быстрее), сделает то же самое, но по-другому.

Я за первый вариант. Хочу увидеть будущее до того, как состарюсь. А "убийца Гугла" все равно придет. Он уже сидит где-то в самом Гугле, видит его нарастающие проблемы и скоро захочет создать свое нечто новое. И он сможет это потом сделать в случае, если сегодня у Гугла будет успех.
А манипулируемый народ, - в своей массе он всегда есть. Им всегда манипулирует власть (политическая, финансовая или еще какая) в своих интересах, используя его, словно известная матрица. Не будь Гугла, - будет кто-то еще по-любому в этой роли.
И всегда найдется небольшая группа людей, имеющая иммунитет к манипулированию и способная совершить очередную революцию на новом витке прогресса.

1 комментарий:

  1. привет! теплое приветствие.
    Ваш блог выглядит хорошо.

    ОтветитьУдалить