четверг, 11 февраля 2010 г.

Пестрая гуглолента

Вчера вечером, открыв почту, как и многоие увидел объявление Гугла, которое нельзя было не заметить. Дело касалось конечно "Живой ленты" (Google Buzz), которая теперь расширила функциональность GMail. Забавно было после этого посмотреть множество новостных сообщений (пришедших по почте через Google Alerts), в которых анонсировалось сие событие с обещанием того, что оно произойдет в ближайшие несколько недель.
Нововведение оказалось достаточно неожиданным - можно сказать сюрпиз. Гуглу удалось как-то скрыть о готовящейся новой штуковине. Но если подумать, - нововведение вполне логичное. Наделавший много шуму Вэйв, пока остается невостребованной игрушкой. По всей видимости,
массовая осенняя раздача инвайтов показала оторванность данного сервиса от возможности потребления его рядовым пользователем. Большинство, ломанувшись было в разрекламированный мир "волн", быстро испытали чувство непонимания того, как вписать это чудо в мир своих привычек. И так же быстро забросили этот сервис. Привычки -  сильная вещь. Конечно, говорилось, что этот сервис не предназначен для массового использования в бытовых нуждах. Однако, признаки социальной сети присутствовали и дальный прицел на подобную роль явно просмативается. А главной проблемой вейва стала его изолированность как сервиса и отсутствие прямой связки с основным коммуникационным продуктом, а именно с джимэйлом. (Тут понятно - вейв был во многом случайным и являлся независимым экспериментальным проектом) Однако, цель на завоевание источника сегодняшнего корма для соц. сетей по-прежнему остается. И чтобы построить мостик в будующее, олицетворяемое тем, во что может превратиться Вэйв, - создали незатейливое расширение для джимейла, а именно Базз. Тем более, что у конкурентов нечто подобное уже есть. Может быть в дальнейшем это новое расширение как-то взаимно интегрируется с Google Wave, а может быть функциональность последнего плавно и с учетом ошибок перетечет внутрь джимэйла. Поддерживать же пересекающиеся продукты для Гугла - дело привычное. Сейчас, например, они думают о том, как в будующем объединять Андроид и Хром ОС...
Но вот что подумалось. Заметной и парадоксальной на первый взгляд особенностью коммуникационных сервисов Гугла является замкнутось внутри себя. Например, чтобы добавить контакт в гугл-толке, надо отправить приглашение по почте: нельзя просто ввести Jabber-ID. (Чтобы сделать такое добавление другой программой - это ж надо догадаться. Не говоря уже о возможности подключить какой-нибудь транспорт, например, для аськи, - это вообще порудиться надо.)  Или функция поиска пользователей, которая стала доступна теперь через "живую ленту". (Она была и раньше, только была слегка зарыта и знали про нее не очень многие, а пользовались - единицы). Что бы найти кого-то, надо ввести имя или электронный адрес обладателя профиля в системе того же Гугла. А где же кажущаяся такой естественной возможность нормального поиска по интересам ? Такое ощущение, что возведены преграды для юзеров, препятствующие главным образом возможности выхода за пределы таких же поользователей Гугла. Побочным негативным эффектом является правда и определенные трудности с входом. И практекуемая для новых сервисов система инвайтов (так было с GMail, так было с Wave) - направлена в ту же сторону: "мы кого попало не берем, мы - для избранных" - это так заманчиво.
Гугл похож на сосуд-непроливайку: чтобы попасть туда, надо приложить определенные усилия (случайно - трудно), но если уж попал в цепкие лапы, то уйти почти невозможно. То есть мы - добровольные пленники секты под названием "Google". Причем, возникает реальное привыкание: для многих мысль о том, как жить, если вдруг не станет всего этого многообразия интегрированных гуглосервисов, - вполне уже становится не ерундой, а нормальным таким страхом. Конкуренты конечно подтягиваются, но сильно пока отстают по большинству направлений. Поэтому, -  стоящих альтернатив пока почти нет.
Единственная мысль в связи с этим: нравится пльзоваться - пользуйтесь вдоволь всем разнообразием предлагаемой халявы в свое удовольствие. Но помните: основная цель создания и существования всего этого мегасервиса в том, чтобы использовать юзеров Гугла во благо процветания собственно компании Google (Это же бизнес). На сегодня, помнить об этом достаточно для того, чтобы самому не оказаться попользованным. Но стоит посматривать по сторонам с мыслью "А что, если...". Ведь неизвестно когда, но в один прекрасный день нас могут попросить раскошелиться. А настанет он тогда, когда станет понятно, что привычки сотен миллионов пользователей настолько сильны, что они будут готовы платить, только бы не расстаться с привычным.
Но может нам повезет, и мы до этого дня не доживем...

1 комментарий:

  1. Буквально через несколько дней после появления Buzz Гугл анонсировал веб-поиск в режиме реального времени, заметную часть которого составляет поиск по микроблогам, включая buzz, twitter и т.п. Получился как-бы ответ на мой запрос о возможности поиска. Вот, например, что сейчас народ говорит про гугл.

    ОтветитьУдалить